Стих: Гавриил Державин -
Христос

Никтоже приидет ко Отцу, токмо мною.
Иоан. гл. 14, ст. 6

1.

О Сый, которого пером(1),
Ни бренным зрением, ни слухом(2),
Ниже витийства языком
Не можно описать, а духом(3)
И верой пламенной молить!
Твоею благодатью пленный,
Как бы на небо восхищенный(4),
Тебя дерзаю я гласить(5).

2.

Тебя! — но кто же сущий Ты,
Что человеком чтим и Богом
Лице, как солнца красоты!(6)
Хитон, как снег во блеске многом!
Из ребр нетленных льется кровь!(7)
Лучи — всю плоть просиявают!
Небесный взор, уста дыхают
Сладчайшим благовестьем слов!

3.

Кто Ты,— что к нам сходил с небес
И паки в них вознесся в славе(8)—
Вовек живый и там и здесь
Несметных царств своих в державе(9),
В округе и средине сфер.
Хлеб жизни и живот струй вечных(10),
Сам свят, безгрешен; а всех грешных
Единая к спасенью дверь!(11)

4.

Кто Ты,— кого из древних лет
Сивиллы, маги и пророки(12)
Приход предвозвестили в свет;
Полк горних сил сквозь блеск далекий(13)
Дивился с трепетом кому,
Что Бога и Царя небесна,
Бессмертна суща, бестелесна,
Сходяща видят смерти в тму?

5.

Кто Ты,— в котором сквозь эфир(14)
С горы ниспадший зрелся камень,
Кем мира сокрушен кумир;
Тот лепый юноша, что пламень(15)
Внутрь пещи в росу претворил,
И прежде, чем на свет явился,
Во тьме чудес предобразился
И чаяньем языком был(16)

6.

Кто Ты,— которого звезда(17)
Час возвестила в мир явленья,
Казала путь к кому ведя
Царям, волхвам для поклоненья;
Чей трон не в злате средь порфир,
Но в верте(18), в яслях был возвышен(19),
Над кем лик ангелов был слышен:
Сошел во человеки мир!

7.

Кто Ты,— вспять Иордан бежал(20)
Кого омыть с стремленьем шумным,
В пустыне свет осиявал;
Глас Агнцем проповедал чудным(21),
Могущим всех грехи подъять.
Таинственным страша всех слухом,
Что, не родясь водой и духом(22) ,
Небес не можно достигать.

8.

Кто Ты,— что отверзал слух, взор
Глухим, слепым — прикосновеньем(23);
Кротил свирепость бурь и морь(24)
Единым перста мановеньем
И не Тебе ль был сонм духов(25)
Послушным, всякая стихия,
И глас не Твой ли из земныя
Взывал утробы мертвецов(26)

9.

Не Ты ль величественный муж
Во славе, в блеске несказанном(27)
Между живых и мертвых душ(28)
На холме зрелся лучезарном,
Как некий дивный властелин
И днешня и грядуща мира
Над коим гром гремел с эмпира:
«Се мой возлюбленнейший Сын!»(29)

10.

Как! — Неба сын Ты? — ужас, мрак
Мои все пробегают кости!
Ты Бог? — но Твой поруган зрак
От человеческия злости!
Окровавленны красоты!
С злодеями на древе крестном(30)
Висишь в томленьи скорбном, смертном,
Бледн, бездыханен, мертв! — Кто ж Ты?

11.

Кто Ты? — и как изобразить
Твое величье и ничтожность,
Нетленье с тленьем согласить,
Слить с невозможностью возможность?
Ты Бог,— но Ты страдал от мук!(31)
Ты человек,— но чужд был мести!(32)
Ты смертен,— но истнил скиптр смерти!(33)
Ты вечен,— но Твой издше дух!(34)

12.

О тайн глубоких океан!
Пучина див противоборных!
Зачем сходил Ты с звездных стран
И жил в селениях юдольных?
Творец Ты,— мог все с высоты;
Ты тварь,— почто же трепетала(35)
Вся твердь, как жизнь Твоя увяла?
Открой, открой себя мне Ты!

13.

Открой себя, открой, молюсь!
И се — глас слышу сердца в дверях:
«Доколь воплю, доколь толкусь(36)
Воскреснуть в хладных маловерах?
О света сын! о раб днесь тмы!
Свлеки с себя покров твой бренной
И мыслью, верой воскрыленной
Мой Промысл о себе вонми:

14.

Премудрость, сила и любовь,
Бог дух, в трех светах Свет ввек живый(37),
Единством троичным до веков
В своем совете положивый
Свою в тме славу проявить,
Воззвать из бездн созданье ново
Послал единородно Слово(38),
И словом: — тма — вселенной бысть(39).

15.

Изобразилось естество,
Незримое всезримым стало
И в человеке Божество,
Как солнце в море, воссияло!
Все покорилося ему(40),
Что благ был, кроток, чист, незлобен
И во зерцале как подобен
Творцу бессмертну своему(41).

16.

Но поелику создан он(42)
С свободною душой из персти;
То обаял мечтаний сон
Его и ухищренье лести(43):
Он, в красоту свою влюбясь,
Возмнил быть Бог — и возгордился,
От Единицы отклонился
И отблеск в нем Ея погас.

17.

Погас! — пал в тму вселенной царь,
Нетленье превратилось в тленье(44);
Ему совоздыхая тварь(45),
Доднесь страстей своих в боренье,
Век будет в пре — не утолить
Доколь гнев Отчь сей низкой долей(46),
Что волей пал, и той же волей
Себя к Нему не возвратить,

18.

И плоти не отвергнет так(47),
Ничто чтоб дух не отягчало;
Но пал как в толь глубокий мрак,
Что сил его восстать не стало(48);
То тут Любовь, времен в исходе(49),
Сошла смирить страстей злых ревы:
Сый воссиял от чистой Девы,
Как солнца луч от чистых вод!

19.

Им пробудилось божество,
Уснувше чувств от обольщенья,
Духовно света существо,
Как искра камня от биенья,
Вспрянуло,— и явился Бог
В плоти его страданьем Слова:
На свет Им трисвятый зреть снова
Адам сподобиться возмог.

20.

Адам бы падши не восстал,
Когда б в Христе не воскресился,
Не воскресясь — не воссиял,
Не воссияв — не возродился
В блаженство первородно вновь.
Се, как смирением, терпеньем,
Страданьем, скорбью, умерщвленьем
Возводит всех к себе Любовь!

21.

Так подлинно, без плоти дух
Не мог в тлен пасть. Без духа ж силы
И плоть слаба духов втечь в круг
К земле с прикованными крылы:
То по совету трисвяту,
Скудель в сан серафимск восставить,
Бессмертьем смертного прославить
Предоставлялося Христу.

22.

И Им со славой, с торжеством
Явилась миру Божья сила:
Как запад, нас златым лучом(50)
Святая кровь Его покрыла,
И осветила благодать,
Дав область в чад Его вчиняться(51),
Младенцев смыслом умудряться(52)
И разум вере покорять,—

23.

Чтобы, надеясь на Его
Одну мы благость, милосердье,
Могли искать себе того
Наследна, прежня озаренья,
Им кое только можно зреть:
Святым внутрь духом очищаясь,
Живясь, светлеясь, возвышаясь,
Любовью к Божеству гореть.

24.

Се, что есть Сый, что есть Христос,
Что Бого-Человек, что Слово:
Он самый тот, который взнес
Духовно и телесно в ново
Тем бытие, что, страждя сам,
Всем подал ясные примеры(53),
Как силой доблести и веры
Входить возможно к небесам!

25.

Так, Он един: никто другой
Слепца привесть не может к свету,
Потерянному чувств стезей;
Лишь словом уст Его согрету
Внутрь вскрыться могут очеса.
Поит струей Он вечной жизни
И сладость древния отчизны
На землю сводит, небеса.

26.

Он — сшедша Истина с небес,
Он — Добродетель воплощенна,
Отерша токи смертных слез.
В лице подобострастна тлена
Сходил Он к смертну естеству(54)
От уз греховных мир избавить,
На прежней степени поставить
И уподобить Божеству.

27.

Так, без Него никто к Отцу(55)
Его приближиться не может.
Без Сына дверь наград к венцу
Таинственную не проторжет.
Живет в Отце, Отец же — в Нем(56);
Бездн, неба и земли посредник,
Ходатай, вождь, всех благ наследник(57)
И подвигоположник Он.

28.

Предвечной Правде, трисвятой
Противно было б бесконечно,
Чтоб смертный за проступок свой
Пред Вечным не был винен вечно.
Кто ж Бога удовлетворит?
Лишь Сын Его из милосердья,
Взяв на себя всех преступленья(58),
Возмог мир миром примирить(59).

29.

Се есть Христовых цель заслуг:
Да благость сблизить с правосудьем,
Да воцарить над телом дух,—
И сих великих дел орудьем
Он пребыл Сам, что Сам страдал:
Он мог призвать в защиту громы;
Но, волею на казнь ведомый,
Своей Он смертью смерть попрал.

30.

И чрез пример явил сей свой,
Что не мирские наказанья
На лобном нас мрачат хулой(60),
Равно и не корон сиянья
Богоподобными творят;
Но правда, вера добродетель
Ввек провозвестник и свидетель
И блеск неложный света чад.

31.

Се тако Иисус всех спас
И познан Человеко-Богом,
Что так ничей покоить глас
И сладость в нас лить в бедстве строгом
Не силен, как Его един.
Быв выше всех,— учил быть низшим(61),
Любить врагов, и сердцем чистым(62)
Молил за них лишь Божий Сын.

32.

Он Царь, Законодатель тот,
Что уст своих одним глаголом
Ко благу общу всех ведет,
Равняет хижину с престолом:
«Просящему,— речет Он,— дай(63),
Болящего призри в больнице,
Печального утешь в темнице,
Голодна, жадна напитай».

33.

Первосвященник Он, Пророк(64),
Кой верящим в Него любовью
Себя дал веры их в залог,
Запечатлев завет свой кровью(65),
И так его тем утвердил,
Что Им обещанный, небесный
В языках огненных чудесный(66)
Излил свой Дух и научил:

34.

Былинки злобно не сломить(67),
Но быть всем кротким, всем радушным,
Лишь по себе других судить(68),
И не чрез рать себе послушным
Быть миру, но чрез рыб ловцов(69)
Простых велел,— и синагоги,
Ареопаг им пал пред ноги:(70)
Се силен как закон Христов!

35.

Христос весь благость, весь любовь,
Блеск свойствам даже трисвященным;
Весь круг бы без Него миров(71)
Неполным был, несовершенным.
Бог-Ум мог все предначертать,
Бог-Мощь — все сздать; любви ж без Бога
Могли ль премудрость, сила строга
Горе к себе сердца воззвать?

36.

Так, Бог и дивен и велик
Нам паче воплощеньем Сына:
Мог плоть и дух создать Он в миг,
Но связь сих крайностей едина
Всех удивительней чудес!
Адам пусть волею пал злою;
Но взнесся плотью он святою
В Христе превыше всех небес.

37.

Отец и Сын и Дух Святый,
Незримый Свет триипостасный;
Но в плоти Сын прияв черты,
Как человек подобострастный,
Открыл Себя и научил
Чтить Бога истиной и духом(72).
Кумиров сверг своим Он слухом,
Как силу ада сокрушил(73).

38.

Христос нас Искупитель всех(74)
От первородного паденья.
Он свет,— тмой необъемлем ввек(75);
Но тмится внутрь сердец неверья(76) ,
Светясь на лоне у Отца(77).
Христа нашедши, все находим(78),
Эдем свой за собою водим,
И храм Его — святы сердца(79).

39.

О Всесвятый! Превечный Сый!
Свет тихий Божеския славы!
Пролей свои, Христе! красы
На дух, на сердце и на нравы,
И жить во мне не преставай;
А ежели и уклонюся
С очей Твоих и затемнюся,
В слезах моих вновь воссияй!(80)

40.

Услышь меня, о Бог любви!
Отец щедрот и милосердья!
Не презрь преклоншейся главы
И сердца грешна дерзновенья(81)
Мне моего не ставь в вину,
Что изъяснить Тебя я тщился,—
У ног Твоих коль умилился
Ты, зря с мастикою жену(82).

1814

*1 Эта духовная ода Державина не имеет ничего общаго ни с латинским гимном Гейнзиуса, в переводе Опица (Dan. Heиnsии Lobgesang Jesu Chrиstи), ни с теми многочисленными стихотворениями на эту же тему, которыя можно найти y подражателей германскаго поэта (см. Гервинуса Geschиchte d. deut. Dиchtung, т. III, стр. 210 и 234). Во ИИ-м Том нашем, в примечании к Безсмертию души (стр. 3), мы уже упомянули мимоходом, как высоко Мицкевич ставил оду Христос, хотя и находил начало ея слабым. «Le commencement de son ode au Chrиst est tres-faиble. Il regarde toujours le Chrиst comme un souveraиn: cee иdee de souveraиnete le domиne. Il admиre surtout l’orиgиne du Chrиst, sa puиssance exterиeure, l’eclat de sa gloиre. Maиs vers la moиtиe de l’ode le poete est a luи-meme, иl developpe son systeme, d’aиlleurs tres-hиlosophиque, иl regarde l’homme, d’apres quelques-unes des tradиtиons relиgиeuses, comme ayant ete cree sans la matиere, et comme materиalиse par sa propre faute. Jesus, la lumиere dиvиne, arrиve pour le relever. Il y a des vers admиrables de sиmplиcиte et de naиvete; je ne trouve rиen de pareиl dans les autres ouvrages de Dиerzawиn {«Начало его оды Христос очень слабо. Он все смотрит на Христа как на царя; эта идея державной власти y него господствует. Он восхищается особенно происхождением Христа, его внешним могуществом, блеском его славы. Но около середины оды поэт становится достоин себя, он развивает свою систему, весьма философическую, и, основываясь на некоторых религиозных преданиях, признает человека созданным без материи и материализованным по собственной своей вине. Иисус, божественный свет, является к нему на помощь. Есть стихи изумительные по простотеи чистосердечности; ничего подобнаго не нахожу в других сочинениях Державина».}». За этим следуют строки, уже приведенныя нами в указанном месте и содержащия между прочим странную догадку Мицкевича, будто поэт написал оду Христос в первой молодости. Наконец Мицкевич особенно выставляет конец 12-й, 13-ую и 15-ую строфы: в последней он находит философическую идею.
Ода эта сперва была напечатана отдельно в 1814 году (в типографии военнаго министерства), под заглавием: Христос. Свыше Благословенному приношение. Имя автора только в конце. Потом 1816 г. в ч. V, ИИ. В 1851 году ода Христос была опять издана отдельно в Петербурге, Натальею Расторгуевою (в большую осмушку, 16 страниц).
Так как все примечания к этому стихотворению ограничиваются ссылками на Св. Писание, сделанными Державиным, то для сбережения места не выписываем под текстом стихов, к которым они относятся.
2 «Сый, всегда везде пребывающий. Иоанна гл. 1, ст. 18: Сый в лонеотчи». Д.
3 «Там же: Бога никтоже виде нигде же».
4 «К Корине ян. первое послан. Павла, гл. 12, ст. 3: Никто же может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святымъ».
5 «К Корине. второе послан. гл. 12, ст. 2: Восхищена бывша до третияго небесе».
6 «Послан. первое Иоан. Богосл. гл. 2, ст. 27: Помазание в вас пребывает, и оно учит вы о всемъ».
7 «Мате. гл. 17, ст. 2: Лице его яко солнце. — Марка гл. 9, ст. 3: Ризы блестящи яко снегъ».
8 «Иоан. гл. 20, ст. 27: Принеси руку и вложи в ребра моя».
9 «Иоан. гл. 3, ст. 13: Никтоже взыде на небо, токмо сшедый с небесе».
10 «Иоан. гл. 14, ст. 2: В дому Отца моего обители многи суть».
11 «Иоан. гл. 6, ст. 51: Аз есмь хлеб животный. — Там же гл. 7, ст. 37: Аще кто жаждет, да приидет ко мне, и пиетъ».
12 «Иоан. гл. 10, ст. 9: Аз есмь дверь, мною аще кто внидет, спасется».
13 «Царица Никавля и она же Сивилла Савская, увидя в Иерусалиме у Соломона не гниючее древо, на коем около тысячи лет после распят Христос, в изступлении возгласила: Се древо, на нем же Бог облеченный плотию умрет в воскресение. — Также Эрифрейская, Куманская и прочия Сивиллы и Трисмегист в Египте предвещали о Христе. См. Лактанция в 4 кн. — Маг Сирийский Валаам, 4 книги Числ Моисея гл. 24, ст. 17, сказал: возсияет звезда от Иакова и возстанет человек от Израиля. — Пророк Аввак. гл. 3, ст. 1: Господи, услышах слух твой и убояхся, и проч.» О царице Савской см. книгу 3-ю Царств, гл. 10. Ср. ниже, под 1815 г., Полдень.
14 «Иова гл. 38, ст. 7: Возгласиша мя гласом велиим вси Ангели мои».
15 «Даниил гл. 2, ст. 34: Отторжеся камень от горы без рук, и удари те ло в нозе железны и скудельны, и истни их до конца».
16 «Дан. гл. 3, ст. 92: И зрак четвертый подобен Сыну Божию».
17 «Псал. 117, ст. 25 и 26: О Господи! поспеши же. — Благословен грядый во имя Господне. — И прочие пророки предвещали о Мессии или Помазаннике Божием Христе».
18 «Мат. гл. 2, ст. 2: Виде хом бо звезду его на востоце и приидохом поклонитися ему».
19 «Луки гл. 2, ст. 7: И положи его в яслехъ».
20 «Псалом 113, ст. 5: И тебе Иордане, яко возвратился еси вспять».
21 «Иоан. гл. 1, ст. 29: Се агнец Божий, вземляй грехи мира».
22 «Иоан. гл. 3, ст. 5: Аще кто не родится водою и духом, не может внити в Царствие Божие».
23 «Иоан. гл. 9, ст. 6: Помаза очи брением слепому. — И Луки гл. 7, ст. 22: Слепии прозирают, хромии ходят, прокаженнии очищаются, глусии слышат, мертвии возстают, нищии благове ствуют. О сих чудесах Иисуса доносил и Понтийский Пилат императору Тиверию».
24 «Мат. гл. 8, ст. 26: Тогда возстав запрети ветром и морю, и бысть тишина велия».
25 «Мат. гл. 8, ст. 32: И рече (бесам): идите».
26 «Иоан. гл. 11, ст. 43: И воззва: Лазаре, гряди вонъ».
27 «Мат. гл. 17, ст. 1 и 2: И возведе их на гору высоку едины и преобразися пред ними».
28 «Там же ст. 3: Се явистася им Моисей и Илия (из коих второй по преданию святыя Церкви жив и доныне)».
29 «Там же ст. 5: Глас из облака глаголя: сей есть Сын мой возлюбленный».
30 «Исаия гл. 53, ст. 12: И со беззаконными вменися. — Мате. гл. 27, ст. 38: Тогда распяша с ним два разбойника: единаго одесную, и единаго ошуюю».
31 «Мат. гл. 27, ст. 30: Прияша трость, и бияху по главе его».
32 «Луки гл. 23, ст. 34: Отче, отпусти им: не ведят бо, что творятъ».
33 «Ко Евреем послан. гл. 2, ст. 14: Да смертию упразднит имущаго державу смерти».
34 «Луки гл. 23, ст. 46: И сия рек издше».
35 «Мате. гл. 27, ст. 51 и 52: И земля потрясеся, и камение распадеся. — По описаниям путешественников и ныне видима разселина в каменной горе Голгое?».
36 «Апокалипс. гл. 3, ст. 20: Се стою при дверех и толку».
37 «Иоан. гл. 4, ст. 24: Дух ест Бог. — И его же первое послан. гл. 1, ст. 5: Бог свет есть».
38 «Иоан. гл. 1, ст. 14: И Слово плоть бысть».
39 «Бытия кн. 1, гл. 1, ст. 3: И рече Бог: да будет свет: и бысть светъ».
40 «Ко Евр. гл. 2, ст. 8: Вся покорил еси под нозе его».
41 «Бытия гл. 1, ст. 26: И рече Бог: сотворим человека по образу нашему и по подобию».
42 «Бытия гл. 2, ст. 7: И созда Бог человека, персть взем от земли, и вдуну в лице его дыхание жизни».
43 «Там же гл. 3, ст. 5: И рече змий: и будете яко Бози».
44 «Там же ст. 20: Яко земля еси, и в землю отъидеши».
45 «К Римлян. гл. 8, ст. 22: В мы бо, яко вся тварь с нами совоздыхаетъ».
46 «К Колоссаем гл. 1, ст. 20: И тем примирити всяческая к себе».
47 «Послание второе к Корине. гл. 5, ст. 4: Воздыхаем, да пожерто будет мертвенное животом. — И к Колос. гл. 3, ст. 5: Умертвите уды ваша яже на земли».
48 «Послание второе к Корине. гл. 12, ст. 9: Сила бо моя в немощи совершается».
49 «К Галат. гл. 4, ст. 4: Егда же прииде кончина лета, посла Бог Сына своего единороднаго».
50 «Вечерняя песнь св. Софрония, Патриарха иерусалимскаго: Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний».
51 «Иоан. гл. 1, ст. 12: Даде им область чадом Божиим быти».
52 «Мат. гл. 11, ст. 25: Яко утаил еси сия от премудрых и разумных, и открыл еси та младенцемъ».
53 «Ко Евреем гл. 12, ст. 2: Взирающе на начальника веры, и совершителя Иисуса».
54 «Первое послание к Тимое. гл. 3, ст. 16: Бог явися во плоти».
55 «Иоан. гл. 14, ст. 6: Никтоже приидет ко Отцу, токмо мною».
56 «Там же ст. 10: Яко аз во Отце, и Отец во мне».
57 «Ко Евр. гл. 8, ст. 6: И лучшаго завета ест ходатай».
58 «Исаия гл. 53, ст. 11: И грехи их той понесетъ».
59 «К Колоссаем гл. 1, ст. 20: И тем примирити всяческая к себе».
60 «К Галат. гл. 6, ст. 7: Бог поругаем не бываетъ».
61 «Мат. гл. 11, ст. 29: Научитеся от мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашимъ».
62 «Мат. гл. 5, ст. 44: Любите враги ваша».
63 «Мат. гл. 25, ст. 35 и 36: Взалкахся бо, и дасте ми ясти и проч.».
64 «Ко Евр. гл. 5, ст. 10: Наречен от Бога Первосвященник, по чину Мелхиседекову».
65 «Ко Евр. гл. 7, ст. 27: Единою (жертвою) себе принесъ».
66 «Деян. Апост. гл. 2, ст. 3: «И явишася им разделени языцы яко огненни».
67 «Исаия гл. 42, ст. 3: Трости сокрушены не сотретъ».
68 «К Римлян. гл. 2, ст. 1: Имже бо судом судиши друга, себе осуждаеши».
69 «Мат. гл. 4, ст. 19: Грядита по мн?, и сотворю вы ловца человекомъ».
70 «Деян. Апост. гл. 17, ст. 22: Став же Павел посреде Ареопага. — Там же гл. 18, ст. 4: Стязашеся же на сонмищах (или в синагогах)».
71 «Иоан. гл. 1, ст. 3: Вся тем быша: и без него ничтоже бысть, еже бысть. — К Ефес. гл. 4, ст. 10: Сшедый и возшедый превыше всех небес, да исполнит всяческая. — К Колос. гл. 1, ст. 18: Яко да будет во всех той первенствуя».
72 «Иоан. гл. 4, ст. 23 и 24: Егда истиннии поклонницы поклонятся Отцу духом и истиною».
73 «Исаия гл. 11, ст. 4: И духом устен убиет нечестиваго».
74 «К Галат. гл. 3, ст. 13: Христос искупил нас от клятвы законныя».
75 «Иоан. гл. 1, ст. 5: Свет во тме светится, и тма его не объятъ».
76 «Второе послание к Корине. гл. 4, ст. 3: Благовествование наше в гибнувших есть покровено».
77 «Иоан. гл. 1, ст. 18: Единородный Сын, сый в лоне Отчи».
78 «Мат. гл. 6, ст. 33: Ищите прежде Царствия Божия, и правды его, и сия вся приложатся вамъ».
79 «Послан. второе к Корине. гл. 6, ст. 16: Вы есте церкви Бога жива».
80 «Псалом 6: Слезами моими постелю мою омочу».
81 «Послан. 2 Пав. к Тим. гл. 3, ст. 16: Всяко писание Богодухновенно и полезно есть к учению».
82 «Мат. гл. 26, ст. 7: Приступи к нему жена сткляницу мера имущи многоценнаго».

**В тетрадях Державина ода Христос сохранилась в одном только чистом списке, совершенно согласном с напечатанным в его сочинениях текстом; но из других бумаг поэта видно, что пред изданием ея, в 1814 году, была представлена в цензуру иная редакция, местами отличавшаяся от позднейшей. Державин должен был по нескольку раз изменять многия строфы. Наконец «избранные им самим разсмотрители» были удовлетворены последними его исправлениями, и рукопись была возвращена ему с одобрением цензурнаго комитета. Просвещенным посредником между ним и духовною цензурою был знаменитейший архипастырь нашего времени, ныне высокопреосвященный Филарет московский, бывший в ту пору ректором с-петербурской Духовной академии. О том свидетельствуют два письма его к Державину (от 10 и 28 марта 1814 г.). В переданных нам рукописях нашли мы черновой лист, содержащий последния объяснения Державина на некоторыя из цензорских замечаний, которыя тут же им выписаны. Помещаем здесь эти объяснения поэта вместе с предшествовавшими им замечаниями цензора.
«3амечание на строфы 16 и 36, будто причиною падения перваго человека было то, что он создан с плотию.
«Объяснение. Так мне точно кажется по самому строгому смыслу Священнаго Писания: Бог, взяв персть, из земли создал человека и потом по его преступлении объявил ему свой приговор: земля еси и в землю пойдеши; сл? довательно, сотворя его с одной стороны из персти, сотворил чрез то не токмо с возможностию пасть, но и осудил его за преслушание необходимо умереть или идти в землю по той причин?, что он взят был от земли. С другой же стороны, поелику Бог вдунул в лице его дыхание жизни с свободною волею, то дал ему чрез то купно и возможность не пасть, или быть безсмертным. Поелику ж он, преступив запов? дь, и духом пал и т? лом умер; то и совершился над ним смертный приговор. А как нельзя предполагать, чтоб Всев? дущий не предвид? л искони сих б? дственных случаев, то для того и предопред? лил Он чрез Сына своего избавить его от оных. Когда же было то не так, то не для чего было Христу воплощаться и страдать, подавая собою образ к возрождению. Мн? могут сказать, что Ангелы безплотны были, но пали. Пусть так. Но такое ли их было падение, как человека, и предположено ли было их искупление как его, и могут ли они возвратиться в прежний свет свой, как оне — Это неисповедимая тайна, а потому и говорить о ней не должно; зд? сь же мы токмо видим и чувствуем всякий раз по себ?, что причина соблазна и падения духа нашего — наши чувства; то для чего и не предполагать, что плоть была причиною падения и первосозданнаго челов? ка, а особливо когда говорит то стихотворец, который объясняется бол? е чувственно, а не духовно, как богослов? Наконец припомню и слова самого Спасителя: дух бодр, а плоть немощна {Ев. от Матвея, гл. 26, ст. 41.}; сл? довательно она причиною падения.
«Замечание на строфу 20, будто падение перваго человека было неизбежимо и необходимо для блаженства.
«Объяснение. По свободной воле человека было оно избе жимо, следовательно и обходимо; но когда оное случилось, то само по себе разумеется, что для возвращения прежняго блаженства нужно было возрождение чрез Иисуса Христа, который не явился бы миру для искупления челов? ка, когда бы он не пал.
«Замечание на строфу 37: что Отец и Сын и Дух Святый взяли в образе Христа видимыя подобострастныя черты, нельзя того допустить, ибо воплотился токмо Сын Божий, а не вообще Святая Троица.
«Хотя Святая Троица исповедуется православием никогда и нигде не разделимою, то и можно бы основаться на сем догмате моим мнением; но как Христос Спаситель молил Отца, чтоб мимо шла чаша Его и жаловался на крест?, что вскую Его Отец оставил, то я охотно повинуюсь сему зам? чанию и исправляю мою погр? шность таким образом:

Отец есть, Сын и Дух Святый,
Незримый свет триепостасный;
Но Сын, прияв в плоти черты
Как человек подобострастный,
Открыл в себе и научил и проч.

«Удовлетворительны ли будут сии объяснения? Но как бы то ни было, оконча их, за нужное нахожу сказать, что пиит не есть догматик: он говорит иногда загадочно, подразуме ваемо, кратко, а иногда с н? которою свободою или вольностию. Сие ему т? м паче кажется извинительно, что самое богословие подвержено разным противор? чиям. — Доказательство сему — что находится в библиотек? многих в? ков н? сколько тысяч богословских и философских споров, еще по сие время нер? шеных и никогда р? шиться не могущих, потому что судеб и таин Божиих никто из смертных изъяснить не может. В сем случа? полезн? е бы было всего пл? нять только разум сл? пою в? рой и ни богословам, ни философам ничего не пропов? дывать и не писать относительно существа Божия и Его Промысла; — но как писали, пишут и писать будут, и непротивно сие Священному Писанию, которое говорит: Вси бо вы сынове св? та есте, и — всякое писание богодухновенно есть ко учению {Ап. Павла посл. 1 к Сол., гл. 5, ст. 5, и посл. 2 к Тимо?, гл. 3, ст. 16. Д.}; то думаю, что и сие сочинение не произведет раздора в православии нашем, тем паче ежели при сумнительных местах удостоится оно краткихь примечаний святейших отцов, как что по-богословски понимать должно».

Другие стихи автора:

  • Царь-девица
    Царь жила-была девица, - Шепчет русска старина, - Будто солнце светлолица, Будто тихая вес...

  • Целение Саула
    Саул, Сиона царь, сын Кисов, волю Бога Взгордясь презрел, тем власть Его уничижил. Господь...