На выставке Карла Вейлинка

Стихотворение Бродского
"На выставке Карла Вейлинка"

Аде СтрЈве


I


Почти пейзаж. Количество фигур,

в нем возникающих, идет на убыль

с наплывом статуй. Мрамор белокур,

как наизнанку вывернутый уголь,

и местность мнится северной. Плато;

гиперборей, взъерошивший капусту.

Все так горизонтально, что никто

вас не прижмет к взволнованному бюсту.


II


Возможно, это - будущее. Фон

раскаяния. Мести сослуживцу.

Глухого, но отчетливого "вон!".

Внезапного приема джиу-джитсу.

И это - город будущего. Сад,

чьи заросли рассматриваешь в оба,

как ящерица в тропиках - фасад

гостиницы. Тем паче - небоскреба.


III


Возможно также - прошлое. Предел

отчаяния. Общая вершина.

Глаголы в длинной очереди к "л".

Улегшаяся буря крепдешина.

И это - царство прошлого. Тропы,

заглохнувшей в действительности. Лужи,

хранящей отраженья. Скорлупы,

увиденной яичницей снаружи.


IV


Бесспорно - перспектива. Календарь.

Верней, из воспалившихся гортаней

туннель в психологическую даль,

свободную от наших очертаний.

И голосу, подробнее, чем взор,

знакомому с ландшафтом неуспеха,

сподручней выбрать большее из зол

в расчете на чувствительное эхо.


V


Возможно - натюрморт. Издалека

все, в рамку заключенное, частично

мертво и неподвижно. Облака.

Река. Над ней кружащаяся птичка.

Равнина. Часто именно она,

принять другую форму не умея,

становится добычей полотна,

открытки, оправданьем Птоломея.


VI


Возможно - зебра моря или тигр.

Смесь скинутого платья и преграды

облизывает щиколотки икр

к загару неспособной балюстрады,

и время, мнится, к вечеру. Жара;

сняв потный молот с пылкой наковальни,

настойчивое соло комара

кончается овациями спальни.


VII


Возможно - декорация. Дают

"Причины Нечувствительность к Разлуке

со Следствием". Приветствуя уют,

певцы не столь нежны, сколь близоруки,

и "до" звучит как временное "от".

Блестящее, как капля из-под крана,

вибрируя, над проволокой нот

парит лунообразное сопрано.


VIII


Бесспорно, что - портрет, но без прикрас:

поверхность, чьи землистые оттенки

естественно приковывают глаз,

тем более - поставленного к стенке.

Поодаль, как уступка белизне,

клубятся, сбившись в тучу, олимпийцы,

спиною чуя брошенный извне

взгляд живописца - взгляд самоубийцы.


IV


Что, в сущности, и есть автопортрет.

Шаг в сторону от собственного тела,

повернутый к вам в профиль табурет,

вид издали на жизнь, что пролетела.

Вот это и зовется "мастерство":

способность не страшиться процедуры

небытия - как формы своего

отсутствия, списав его с натуры.


1984

Все Стихи Бродский И. А. - На выставке Карла Вейлинка

Читайте также Все Стихи Бродский И. А. по теме :

Над восточной рекой
Боясь расплескать, проношу головную боль в сером свете зимнего полдня вдоль о...

Надежде Филипповне Крамовой на день ее девяностопятилетия
15 декабря 1994 г. Надежда Филипповна(1) милая! Достичь девяноста пяти ...